Факторы ранжирования, связанные с текстом:
- Объем текста. Желательно – от 500 до 3000 слов (от 2 тысяч до 20 тысяч символов).
- Количество ключевых слов (т. н. «ключевиков»). Желательно, чтобы они встречались в тексте хотя бы три-четыре раза.
- Плотность ключевиков. Для безопасности сайта, количество ключевых слов на странице не должно превышать 5-7%, это будет уже переоптимизация. То есть, на 500 знаков текста только 25 слов могут быть ключевыми. При зашкаливающем количестве ключевиков портал может попасть под пристальные взгляды поисковиков, а там недалеко и до пессимизации.
- Расположение ключевиков. С одной стороны, чем ближе ключевое слово к началу текста, тем больше внимания на него обращает пользователь – и, соответственно, поисковая система. С другой стороны – излишняя «сгруппированность» ключевых слов может затруднять восприятие текста и вызывать подозрение. Потому желательно, чтобы по тексту они были распределены равномерно – однако в первых двух абзацах некоторые ключевики, безусловно, должны присутствовать.
- Оформление текста. И читатели, и поисковые роботы придают большое значение тем частям текста, которые так или иначе выделены на странице. Соответственно, не помешает два-три раза выделить ключевики жирным шрифтом (лучше всего – с помощью тега ), а также использовать хотя бы один из ключевиков в заголовках – в частности, в «h1» и «h2».
- Ссылки. Важно использовать ключевые слова не только на входящих, но и на исходящих ссылках – причем в случае с Google желательно, чтобы они вели на тематические сайты. Это дает маленький «буст» при ранжировании.
- Оформление тега TITLE. Это самый важный тег из всех. Поисковики придают ему огромное значение. Поэтому в нем обязательно должны быть использованы ключевые слова. Кроме того, этот текст должен быть информативным и привлекательным для читателей – ведь именно он будет попадать в поисковую выдачу. Размер заголовка не должен превышать 70-80 символов.
Не стоит забывать также про теги ALT, Description и Keywords. Альтернативный текст, ALT, отображается на странице в том случае, если по каким-то причинам изображение, тегом к которому оно является, показать не удается. Роботы обращают на него мало внимания, потому это не самый важный тег для заполнения. Description на результаты ранжирования также не влияет, однако информация из него показывается в результатах поиска, потому важно написать в нем что-то информативное и, одновременно, заманчивое. Тег Keywords же сейчас практически не используется, однако ключевики в нём, на всякий случай, всё-таки стоит указать.
Факторы ранжирования, связанные со структурой сайта:
- Количество страниц. Чем больше – тем лучше. Каждое новое добавление страницы воспринимается роботами как некоторое развитие сайта. Это дает преимущества при ранжировании.
- Количество подкаталогов. Чем меньшая «вложенность» сайта – тем лучше. Страницы, до которых можно добраться с главной в один клик, считаются куда более важными (и, кстати, заносятся в реестр Google куда быстрее), чем страницы, кликать до которых пользователю придется три-пять раз. Ну а те подкаталоги, на которые вообще не ведут никакие ссылки, поисковыми системами практически не рассматриваются. Отсюда – правило: с каждой страницы должна существовать возможность добраться до другой страницы, причем в минимальное количество кликов. В этом хорошо помогает создание навигационного меню или карты сайта.
Больше всего, понятное дело, нужно работать над главной страницей портала. Она имеет наибольшую вероятность попадания в топ. Как правило, на главную приходится порядка 35-50% от общего трафика с поисковых систем – потому в ней уж точно и со структурой, и с текстом должно быть идеально. Не поленитесь нанять для этого хорошего копирайтера. Также учтите, что каждую из страниц лучше всего оптимизировать под одну ключевую фразу. Именно её следует размещать в теге Keywords и указывать в Title. В крайнем случае можно выбрать две-три синонимичных фразы.
Обязательные действия при внутренней оптимизации
- Начните с главной страницы и постепенно двигайтесь к страницам второго и третьего уровня. Уделите внимание качеству текстов, наличию и равномерному распределению ключевиков. Для написания пиарных, рекламных и других текстов, направленных на широкую аудиторию наймите хорошего копирайтера или компанию, оказывающую подобные услуги. Спецификации для товаров можно написать самому или взять у производителя.
- Следите за тем, чтобы контент на сайте был уникальным: плагиат (любимое многими Ctrl-C + Ctrl-V) нещадно наказывается поисковыми системами, если только на «сплагиаченный» сайт не была поставлена ссылка. Прямой и некачественный рерайт роботы также определяют. Изобилие уникального и правильно составленного контента – 70% успеха портала. Проведите перелинковку страниц – подробные схемы можно легко найти в Интернете.
- Реализуйте удобную навигацию. Человек должен иметь возможность в несколько кликов добраться до любого раздела. Если сайт реализован на флэше, dHTML или другой отличной от HTML технологии, продублируйте меню еще и текстом – так будет лучше и для поисковиков (которые скрипты пока индексируют слабо), и для тех пользователей, у которых другие технологии просто отключены в браузере.
- И забудьте, пожалуйста, о таком навязываемом всеми принципе антропоцентричности. Если всё в сайте будет сделано только для человека – из поисковых систем на него просто никто никогда не придет. У него даже не будет прописан Robots.txt. У него не будет TITLE, XML-карты, он не будет добавляться в директории, у него не будет оптимизирован URL-адрес. Оптимизация проводится с мыслью о людях, но всё-таки для роботов. И уже эти роботы приводят к нам новых людей.
Внешняя оптимизация сайта
Тут всё проще для понимания, но сложнее для достижения – потому что во внешнюю оптимизацию, как правило, приходится закладывать немалые средства.
Можно выделить три главных внешних фактора ранжирования:
- Ссылочное ранжирование. Поисковыми системами учитываются все ссылки с других сайтов, которые ведут на эту страницу. По этому параметру определяется, насколько интересны и полезны указанные на ней данные. Родоначальником такой технологии была Google, что и позволило ей быстро обойти все другие поисковые системы.
- Вес страницы – т. е. её PR (в Google) или вИЦ в («Яндексе»). Эта характеристика зависит от количества и качества ссылок, которые указывают на неё. Структура и контент на самой странице – не учитываются.
- Релевантность страницы – т. е. уровень её соответствия тому поисковому запросу, который вводит пользователь. Ключевики на странице и ссылки, ведущие на неё, должны содержать этот запрос или хотя бы некоторые слова из него.
Для достижения оптимальных значений по этим параметрам – и, как следствие, высокой выдачи сайта в поисковых системах, и проводится внешняя оптимизация. Раньше для этого сайт обязательно регистрировался в каталогах, сейчас внимания на них поисковики не обращают, и нового траффика они не приносят. Настала эпоха ссылок. Чем больше их ведет на ваш сайт – тем лучше. Однако ссылки должны быть окружены текстом соответствующей тематики и выглядеть как можно более естественно. Многие вебмастеры считают, что большое влияние оказывает также тематика того сайта, на котором размещена внешняя ссылка – однако самая популярная поисковая система в Росссии, «Яндекс», внимания на неё почти не обращает. Совпадение тематики выгодно только для того сайта, с которого даются ссылки – так у него меньше шансов попасть под пессимизацию или, того гляди, «банхаммер». Кроме того, так есть возможность привлечь реальных посетителей не из поисковиков, а прямо по ссылкам.
Как бы то ни было, а внешние ссылки, ведущие на ваш сайт, обязательно должны быть с анкорами-ключевиками. Можно дать и еще несколько рекомендаций:
- Внешних ссылок с одной страницы должно исходить не более пяти-десяти.
- Желательно, чтобы у сайта, с которого идут внешние ссылки, был хороший PR и ТИЦ (правда, такие ссылки и стоят дороже – тут уж надо смотреть по бюджету).
- Не стоит забывать и о продвижении через соц. сети и блоги – статьи в некоторых из них можно заказать почти забесплатно.
- Самый эффективный и безопасный способ – размещать ссылки в заказанных статьях, полностью посвященных данной тематике. Хорошо написанная статья сама по себе призывает (но косвенно, а не напрямую) зайти на ресурс.
Также можно создать сеть сателлитов – сайтов-спутников, которые служат только одной цели – раскрутке основного портала. Написать контент, разместить его на этих сайтах, проставить с них кучу ссылок на свой главный сайт с требуемыми ключевиками, а затем – добавлять всё новые и новые тексты, «раскручивая» свой портал еще больше. Это, как и в случае с тематическими статьями, крайне эффективный и долговечный, однако затратный способ. Кроме того, перестаравшись и сделав сателлит чересчур «нелюдским», можно подвести его под бан – если модераторы «Яндекса» посчитают его попросту неинтересным обычным пользователям.
Такое несчастье может произойти и с главным сайтом. Это в любом случае (если вы не размещаете запрещенные материалы) будет связано с переоптимизацией.
Переоптимизация
Если перенасытить контент на своем сайте ключевыми словами, сделать его практически нечитаемым и неинтересным – роботы это поймут и постараются не показывать его высоко в поиске. Аналогично – и с внезапно появившимися десятками тысяч ссылок на ваш сайт: такое попросту невозможно. Вернее, возможно, но только в одном случае: у вас там появилось нечто крайне интересное – но тогда ссылки были бы и с самых уважаемых ресурсов, вроде Lenta.ru, BFM.ru, топовых блогов и так далее. Потому лучше развивать сайт постепенно, в течение нескольких месяцев или даже лет.
Копипаст и низкокачественный контент – абсолютно недопустим. Скрытый текст, видимый только роботам, но невидимый для людей – использовать нельзя (такое попросту может привести к бану сайта). Аналогично не стоит переоптимизировать мета-теги, лучше размещать в Keywords, TITLE и Description них по пять-десять фраз, не больше 250 символов, при этом они должны быть разнообразными. Лучше избегать также и перевложенности HTML-тегов (ключевик, уже выделенный жирным, не стоит помещать в курсив и делать элементом списка). Даже с атрибутом ALT в этом плане лучше быть осторожным.